Карта сайта
6 февраля 2019, 17:39

Ольга Виткова: «Образованный человек обязан быть культурным, а культурный человек – образованным»

В интервью газете «Архангельск» член регионального политсовета «Единой России», председатель комитета областного Собрания по культурной политике, образованию и науке Ольга Виткова рассказала о деятельности в областном собрании.

Что уже сделано за несколько месяцев работы нового созыва Собрания, что предстоит в скором времени, какие проблемы в гуманитарной сфере региона стоят наиболее остро и каковы возможные пути их решения. У Ольги Витковой уже есть опыт депутатской работы: в предыдущем составе областного Собрания она входила в комитет по образованию и науке.

Образование и культура неразделимы

«Раньше вопросы культуры и образования относились к ведению разных комитетов, теперь их объединили. Чем это вызвано?»

«Сокращение числа депутатов привело к сокращению количества комитетов». И у нас комитет небольшой по составу. Решение принималось исходя из целесообразности. Образованный человек обязан быть культурным, а культурный человек – образованным. Отрасли культуры и образования все-таки близки между собой. Сегодня объем полномочий комитета увеличился вдвое в связи с объединением. Вопросы образования я, конечно, знаю лучше и глубже. Но и с вопросами культуры сталкиваюсь постоянно как депутат от большого округа.

«Комитет занимается и вопросами туризма?»

«Поскольку региональное министерство занимается вопросами культуры и туризма, то и наш комитет взял эту тему. Кроме того, мы охватываем еще и архивное дело.  И первым мероприятием, которое провели, было заседание в Государственном архиве Архангельской области. На круглый стол приехали представители муниципальных образований региона».

«На федеральном уровне сфера туризма сейчас передана в ведение Минэкономразвития. У нас же он по-прежнему в ведении министерства культуры».

«Это зависит от позиции исполнительной власти. К тому же специфика развития туризма у нас в области во многом связана именно с этнокультурными традициями в регионе, с бытовым туризмом, событийным. А это все в свою очередь – с укладом и особенностями жителей Севера, с исторической составляющей. Храмы, музейный комплекс «Малые Корелы», которые привлекают туристов, – это все тесно связано с развитием культуры».

«Областное собрание нового созыва приняло ряд законов, касающихся сферы образования. Как шла работа над ними?»

«Основной закон, который коснулся всех сфер, – это закон о бюджете на 2019-й и период 2020–2021 годов. Мы с коллегами подходили к решению бюджетных вопросов с пониманием того, что сферы образования и культуры нуждаются в серьезном дополнительном финансировании. Кроме того, принимался ряд законов в сфере образования. В частности, речь шла об оплате труда педагогов, задействованных в системе государственной аттестации.

Необходимо было просчитать финансирование в полном объеме. Педагоги задавали вопросы: почему их работа во время ЕГЭ оплачивается, а не менее ответственная и трудозатратная деятельность в ходе государственной аттестации никак не стимулируется. То, что это решение принято и поддержано, очень правильная и своевременная мера для учительского сообщества. При обсуждении других статей бюджета также состоялся достаточно конструктивный диалог. Ключевые решения: в бюджете серьезно увеличено финансирование системы образования, выделены средства на муниципальные учреждения культуры, реставрацию памятников архитектуры регионального значения.

В прошлом году мы впервые за несколько лет возобновили программу софинансирования ремонта дошкольных образовательных организаций. Профильное министерство поддержало эту работу в плановом режиме. На этот год заложены серьезные средства. Они коснутся не только районов области, но и Архангельска и Северодвинска. Это даст возможность создать дополнительные группы, выполнить требования указа Президента России об обеспечении детей до трех лет местами в детсадах. Потому сумма на эти цели была увеличена в разы: на софинансирование направлено уже более пятидесяти миллионов рублей.

Мы также проработали с министерством культуры такой вопрос: выделить по пять миллионов из областного бюджета на конкурсной основе для муниципальных музеев и муниципальных библиотек. Тема нужная и важная, муниципалитеты будут активно работать, чтобы включиться в программу. И если она пойдет успешно, то мы будем рассматривать вопрос об увеличении этих сумм на следующий год.

«Что еще предстоит сделать для поддержки музейного дела?»

«На рассмотрение февральской сессии поступила очень интересная законодательная инициатива от Архангельской городской Думы в части предоставления услуги бесплатного посещения музеев детьми из многодетных семей. Действующая норма в областном законе ограничивает возможность посещения музеев конкретным днем, это третий четверг месяца. Дети учатся в разных школах, в разных классах, с разной нагрузкой по дополнительному образованию, факультативам, и не всегда есть возможность в конкретный день всей семьей собраться и сходить в музей. Посмотрим, что скажут юристы. Мы же в комитете готовы эту инициативу поддержать, чтобы льгота не осталась только на бумаге».

Строить клубы, ремонтировать школы

«Комитет проводит заседания не только в стенах областного Собрания, но и в районах, чтобы изучить ситуацию на местах…»

«В комитете по образованию и науке прошлого созыва у нас была практика проведения выездных заседаний в муниципальных образованиях. Мы понимаем, что у той или иной проблемы могут быть несколько разные ракурсы для городских округов и для отдаленных сельских районов. И всегда старались учитывать эти аспекты в своей работе.

 

На первое полугодие уже спланировано несколько выездных заседаний комитета: собираемся побывать в Няндомском районе, посетить учреждения образования и культуры, посмотреть, какие вопросы требуют решения. Также на февраль запланировали выездное заседание в Пинежском районе в связи с подготовкой празднования столетия со дня рождения писателя Федора Абрамова. Член нашего комитета Татьяна Седунова входит в оргкомитет по подготовке празднования юбилея».

«Власти региона в последние годы активно взялись за строительство новых образовательных учреждений. Хотя тема строительства относится к ведению другого комитета, но эти вопросы тоже напрямую касаются развития образования и культуры и служат предметом рассмотрения на вашем комитете».

«Что касается строительства, то в сфере образования этот процесс идет более успешно, потому что это федеральные программы по строительству школ и дошкольных образовательных организаций, которые софинансируются из федерального бюджета. В культуре все, конечно, сложнее. В основном это удается делать через программу «Устойчивое развитие сельских территорий». Так, построен центр культуры в Каргопольском районе, сейчас идет строительство в Вилегодском. Или такой масштабный объект, как театр кукол в Архангельске: его реализация осуществлялась на уровне губернатора и Правительства Российской Федерации. Одним из тех, кто активно продвигал проект, был Виталий Сергеевич Фортыгин, патриот Архангельска, который много занимался этой темой – и когда был председателем областного Собрания, и когда руководил комитетом по культуре. Сейчас в театре красиво, удобно, современно, и здание хорошо приспособлено как раз для маленьких зрителей».

«Наряду с позитивными моментами есть, увы, примеры прямо противоположные. Например, девятая школа Архангельска, которая не может больше эксплуатироваться, так как по стенам и фундаменту пошли трещины. Таких школ в области много?»

«Кроме школ, построенных в последние годы, в том числе по федеральной программе «Новая школа», остальные, построенные ранее, нуждаются в ремонте. И чаще всего это ремонт капитальный, что еще более осложняет ситуацию. В меру финансовых возможностей образовательными учреждениями работы капитального характера проводятся ежегодно в рамках подготовки к новому учебному году.

Что касается девятой школы (1952 года постройки), потребность провести экспертизу возникла уже после начала учебного года: тревогу вызвало частичное обрушение штукатурки. В целях обеспечения безопасности детей администрацией города были приняты экстренные меры реагирования в условиях соблюдения права детей на образование.

В Архангельске решаются вопросы системного плана: согласовано строительство большого здания школы и нескольких детских садов. Но когда возникают такие ситуации, надо подключаться к их решению совместно с министерством, потому что это вопросы безопасности. Мы бываем и в городских школах, и в сельских, и в деревянных, и в кирпичных и понимаем, что к содержанию большого количества объектов, в которых долгое время находятся дети, нужно подходить очень ответственно. Но это и серьезные расходы, поэтому стараемся поддерживать муниципалитеты».

Вечный вопрос – кадровый

 

«Проблема с педагогическими кадрами на селе стоит по-прежнему остро?»

«Да, проблема стоит остро. Потому что у молодежи другие приоритеты. И дело не только в том, благоустроенная квартира или нет, есть необходимая инфраструктура или нет ее.

Молодежь всегда уезжала в города. И этот процесс не стал более активным, он просто идет и идет. Я всегда такие вещи стараюсь оценить на основе своего жизненного опыта. Я окончила сельскую школу, у нас в классе было 24 человека: 12 мальчиков и 12 девочек. Уехали поступать в разные учебные заведения и поступили сразу, наверное, человек 18. Потом ребята ушли в армию. Из тех, кто уехал учиться, вернулись в лучшем случае человек пять: девчонки вышли замуж, ребята устроились на работу, кто-то решил продолжить военную карьеру и поступил в военное училище.

Другое дело, что сегодня проблема отсутствия кадров в образовании, здравоохранении, культуре стоит очень остро. Раньше была система распределения и постоянная подпитка: кто-то приехал и остался, кто-то приехал, отработал и уехал. Был круговорот молодежи, молодой инициативы. Но сейчас систему распределения нам не восстановить. Во всяком случае на уровне субъекта Федерации это сделать практически невозможно. Да еще и родители говорят: ищи работу в городе, а домой приезжай на лето. И все это формирует отношение молодого человека.

Как, чем завлечь молодежь, чтобы выпускники приезжали отработать три года? Нужна общегосударственная политика. Например, проекты «Земский доктор» и «Земский фельдшер» успешно реализуются и помогают решить задачу обеспечения врачами и средним медицинским персоналом сельского здравоохранения.

Наша областная мера социальной поддержки молодых педагогов – выделение им ста тысяч рублей из областного бюджета на обустройство. Она оказалась очень актуальной, особенно для дошкольных образовательных учреждений. Я общалась с заведующими, и они говорят: к нам молодежь приезжает после педколледжа, и многие едут, потому что есть поддержка.

Есть разные инициативы, в том числе среди депутатов Парламентской ассоциации Северо-Запада, они обсуждаются на заседаниях профильного комитета.

«Как еще мотивировать молодых педагогов, работников культуры, чтобы, имея соответствующее образование, люди не оставили полученную профессию в пользу не столь благородной, как учительство или служение музе, но более денежной: торговля, финансы и так далее?»

«Очень действенный способ для молодых специалистов заявить о себе – это участие в различных конкурсах профессионального мастерства. Система таких конкурсов в регионе сложилась и для педагогов, и для работников культуры и так далее. Возможность испытать себя как профессионала и еще получить материальный стимул. Федеральная сумма для поощрения педагогов достаточно большая – двести тысяч, региональная – пятьдесят тысяч рублей. И люди активно участвуют в конкурсах.

Региональное отделение организации «Воспитатели России» при поддержке «Единой России» три года проводит конкурс видеоматериалов «Окрыленные детством» для педагогических работников детских садов. Замечательные работы! Причем это фильмы не о детях, что само по себе тоже очень интересно, а видеоматериалы о методической работе педагогов. Они отражают серьезную методическую, инновационную деятельность, рассказывают о патриотических, познавательных, творческих программах, волонтерской работе детей.

 

Запомнился фильм о том, как дети лепят из пластилина героев сказки и снимают мультфильм. Колобок получился чудесный, пусть и кривоватый на один бок, один глаз больше другого и улыбка во весь рот, но дети были в восторге: они это сделали сами, они участвовали в создании фильма».

Задачи, которые нам по силам

«В ведении вашего комитета находится и региональная наука. Сейчас областное Собрание активно сотрудничает с нашими ведущими вузами – САФУ и СГМУ».

«Депутатский корпус областного Собрания пятого созыва принял закон о государственной поддержке Северного (Арктического) федерального университета. Закон действует. В развитие этого закона подписано соглашение о взаимодействии с САФУ. На декабрьской сессии оно вновь заключено. И в рамках этого соглашения работа ведется большая. Принят и закон о поддержке Северного государственного медицинского института.

Взаимодействие осуществляется разными способами: общение со студенческим сообществом, землячествами студентов, парламентские уроки. Это и совместные мероприятия, и участие научного сообщества в работе над региональным законодательством.

На федеральном уровне сейчас меняются подходы к поддержке науки, и мы на региональном уровне будем помогать поддерживать ее в рамках своих полномочий. 12 декабря прошлого года, в День Конституции, провели выездные заседания профильных комитетов областного Собрания на площадках университета. Это мероприятие понравилось всем – и депутатам, и преподавателям, и студентам».

«Какие вопросы комитет выносит на ближайшую сессию?»

«На данный момент от нас на сессию поступило уже два законопроекта. Один из них связан с изменениями в федеральном законодательстве и касается поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Там большой объем изменений, и мы договорились, что в последнюю неделю января проведем круглый стол с представителями муниципалитетов. Потому что любой закон, который принимается, должен быть готов к работе, а не нуждаться в последующих корректировках и дополнениях. Второй закон касается музейного дела в части льгот для многодетных семей, о чем я уже говорила. В связи с тем,  что принят Федеральный закон «Об уполномоченном по правам ребенка при Президенте РФ», требуется и корректировка областного закона. Мы с нашим региональным уполномоченным работаем тесно и будем готовить такой закон уже на мартовскую сессию.

В мае-июне традиционно проводим депутатские слушания о внесении изменений в областной закон об образовании. Потому что накапливаются задачи, которые надо решать, и мы совместно с министерством такое мероприятие планируем. Кроме того, в соответствии с законодательством на первую половину года приходятся доклады профильных министров о состоянии системы образования и сферы культуры. Мы собираем экспертный совет, предварительно обсуждаем доклады, высказываем свою позицию. У депутатов всегда много вопросов не только к профильному министерству, но и к профильному комитету, который тоже должен быть готов ответить на эти вопросы.

«Какие темы вы считаете сегодня наиболее актуальными и приоритетными в работе?»

«Сегодня на первый план выходят вопросы развития среднего профессионального образования. Эта тема действительно очень актуальна, так как происходит перестройка в умах детей и родителей, уже нет такой всеобщей потребности получить высшее образование, ребята начинают искать себя в рабочей профессии. Мы участвуем в подготовке и проведении конкурса «Молодые профессионалы Поморья». Я говорила с девушкой, которая стала одним из победителей конкурса «Молодые профессионалы Поморья». На мой вопрос, что ей дало участие в конкурсе, она ответила: во-первых, я поняла, что это моя профессия, во-вторых, получила предложение о работе. Она приняла участие в конкурсе, и в результате у нее изменилось мировоззрение, появилась гордость за свой выбор: «Я поняла, что это мое, я хочу этим заниматься, и мне предложили работу».

В области действительно многое делается для развития образования и культуры. И делается это системно. Но мы всегда понимаем, что задач гораздо больше. Иногда кажется, что это проблема, а оказывается, не проблема, а задача, которую мы в силах решить. Например, программа ремонта школьных спортзалов. Первый год ее реализации был ажиотажным, непонятно, какие будут требования, как их реализовать: мягкие стены и профессиональный линолеум для сельских школ. А сейчас который год конкурс проходит планово и системно, муниципалитеты подают заявки на него, спортзалы ремонтируются. В нем могли бы участвовать и города, но позиция федеральной власти такова, что в первую очередь надо поддержать сельский спорт. У нас много сельских школ, и когда приезжаешь в районы, то видишь, что спортзалы отремонтированы, и это привлекает детей к занятиям. Мы были недавно в поселке Авнюга Верхнетоемского района. Поселок небольшой, в школе учится около двухсот детей. Но как качественно и красиво отремонтирован спортзал! Светлый, со стеклопакетами, которые дают возможность проветривания, с интересным дизайном стен – это здорово!»

Ссылка для блогов