Креативные индустрии как экономика впечатлений
Участниками дискуссии, которая развернулась в Петровском парке, стали губернатор Архангельской области Александр Цыбульский, генеральный директор Президентского фонда культурных инициатив Роман Карманов, директор АНО «Дирекция Санкт-Петербургский Международный культурный форум» Егор Москвин.
Ключевая тема – развитие креативных индустрий в регионах России в условиях новых экономических реалий.
По мнению Александра Цыбульского, креативные индустрии сегодня – это особый сегмент экономической и творческой деятельности, который выделился в самостоятельный не так давно – около пяти лет назад, и с тех пор интенсивно развивается.
«В Архангельской области представлены все 14 официальных направлений креативных индустрий, в том числе кино, творчество, IT, урбанистика», – отметил он. – «Со своей стороны стараемся расширять линейку мер поддержки, ведь креативные стартапы требуют более чуткого подхода: на раннем этапе они уязвимы для рисков и конкуренции, зато в будущем могут принести мощный синергетический эффект».
Гранты от губернаторского центра «Вместе мы сильнее», льготные займы для МСП, работающих в сфере креативных индустрий, создание креативного квартала на базе областного Дома молодежи, где будут сосредоточены идеи, направленные на создание новой креативной продукции, – это лишь некоторые направления поддержки, которые сегодня реализуются в регионе.
«Креативные индустрии – это наиболее перспективная отрасль экономики, которая требует особого внимания», – подчеркнул Александр Цыбульский. – «Привлекательна она и для инвестиций, особенно в свете развития туризма».
Серьезным источником поддержки для творческих проектов стал и Президентский фонд культурных инициатив, который начал работу в мае 2021 года. Как рассказал Роман Карманов, в настоящее время реализуется уже 4,5 тысячи проектов, ставших грантополучателями фонда. От Архангельской области таких проектов 39.
«На общем фоне ваш регион выглядит неплохо, в общей сложности на креативные проекты вы привлекли 74 миллиона рублей, но в области есть потенциал, люди, которые могут привлечь гораздо больше средств на воплощение ярких идей», – отметил он.
Одним из наиболее масштабных, получивших поддержку фонда, стал проект по восстановлению Новодвинской крепости «Россия молодая: от депрессии к месту силы».
«Сейчас такое время, когда культура тянет за собой развитие экономики, то есть идея становится первичной», – считает Роман Карманов. – «Яркий пример в Архангельской области – Новодвинская крепость. Когда идея губернатора о восстановлении реализуется, туда поедут туристы, а значит, начнет развиваться инфраструктура, объект начнет делать вклад в экономику, а местные жители полюбят крепость заново. Огромный проект реализуется этапами, и это правильно – за пару лет можно будет создать качественное креативное пространство, привлечь турпоток и заинтересовать людей. Это в чистом виде пример креативной экономики».
Еще один пример, свидетельствующий о развитии креативных индустрий, – сам фестиваль новой культуры «Белый июнь».
«Спасибо руководству региона за то, что уделяете этой теме большое внимание. За два года ваш фестиваль из просто книжного превратился в разнонаправленное и многозадачное событие», – подчеркнул Егор Москвин.
Директор Фонда развития культуры и искусства Архангельской области Василий Ларионов отметил, что «Белый июнь» будет расти и развиваться.
«Следующая амбициозная задача – сделать так, чтобы этот фестиваль стал ведущим брендом не только Архангельской области, но и всего Севера России», – поделился он.