Архангельская область
Регион не найден
Версия для слабовидящих

Владимир Самофалов: «Дизайн-код Архангельска улучшит восприятие города»

26 июня 2020, 17:17
В ближайший месяц у Архангельска появится свой дизайн-код – свод инструкций и правил по оформлению информационных конструкций на фасадах зданий.

На протяжении трёх лет в Архангельске благоустраиваются общественные и дворовые территории, благодаря участию города в партийном проекте «Единой России» «Городская среда». Этот проект направлен на создание новых парков и скверов, красивых и функциональных дворов, снижение самовольной хаотичной рекламы на фасадах зданий и уменьшение «визуального мусора».

В 2018 году понятие «дизайн-код» было закреплено в Правилах благоустройства города Архангельска. На протяжении всего 2019 года велась подготовка к проведению закупочных процедур, по результатам которых, разработкой стратегического документа занималась известная в России дизайнерская студия Артемия Лебедева.

«Дизайн-код – это документ, необходимый нашему городу. Проходя по улицам Архангельска, мы видим множество рекламных объявлений, которые выполнены в разных стилях. И порой стены домов выглядят как детская раскраска, где все цвета смешались, и представляют собой не информационные блоки, а визуальный хаос. Дизайн-код нацелен на то, чтобы эти рекламные и прочие вывески упорядочить», - отметил региональный координатор партпроекта «Городская среда» Владимир Самофалов.

Уже сейчас, дизайнеры представили черновую версию дизайн-кода, который состоит из текстовой и развёрнутой графической части. Сам по себе документ предельно понятен и удобен для пользования всем целевым группам: представителям власти, предпринимательскому сообществу, рекламным компаниям и горожанам.

«Впечатления от предложенных решений, в целом, положительные. Они демонстрируют разумный подход с учетом застройки города разными типами зданий. И тем нее менее, мной было направленно много правок и уточнений», - рассказал главный художник Архангельска Михаил Трещев.

В предложенной версии, авторы разделили все общественные пространства города на категории в зависимости от расположения на них исторических зданий и объектов культурного наследия, а также интенсивности пешеходных и автомобильных потоков. Для каждой категории действуют свои правила размещения информационных конструкций.

В нём также предусмотрены правила по размещению и внешнему виду трех типов информационных конструкций: вывесок, универсальных носителей информации и адресных табличек. Одним из пунктов стратегического документа, запрещается перекрывать архитектурные элементы зданий при размещении вывесок и рекламы. После законодательного принятия дизайн-кода, владелец информационной конструкции, собственник или арендатор здания, на котором установлены информационные конструкции, не соответствующие требованиям дизайн-кода, будут обязаны их демонтировать.

Новые правила коснутся и расклейки объявления на остановках и стенах домов. По новым правилам, это возможно сделать только на специально предназначенных для этого стендах.

«Сам по себе дизайн-код, хоть и кажется формальным документом, преследует очень важные задачи. Среди них - благоприятное влияние на молодёжь. Так, если дети растут в городе, где все дома заклеены объявлениями, то они воспринимают это как норму, и в дальнейшем будут следовать таким устоявшимся правилам. Однако визуально привлекательный город может стать фактором, из-за которого выпускники школ могут решить не уезжать из Архангельска», - подчеркнул Владимир Самофалов.

Специалисты в разработанном проекте также предложили дизайн адресных табличек на дома.

«Изначально, когда составлялось техническое задание, не было конкретного видения, как должны выглядеть таблички с указанием адреса. При этом было главное условие – чтобы они подходили как для кирпичных, так и для деревянных зданий. То, что предложили дизайнеры – полностью удовлетворяет наши потребности», - отметил Михаил Трещёв.

Главный художник города сообщил, что в случае принятия регламента, на всех новых домах будут установлены адресные таблички нового образца. По его словам, макет таблички будет доступен для скачивания с сайта администрации города.

«В макете содержится платный шрифт от студии Артемия Лебедева, который передан безвозмездно городу Архангельску. Однако, его можно применять только для адресных табличек по исключительному праву. Каждая управляющая компания сможет его скачать, и на этой основе изготовить новую табличку для своего дома», - рассказал Михаил Трещёв.

Однако, невозможно одномоментно обязать всех собственников информационных и рекламных конструкций привести фасады домов в надлежащий вид. Поэтому, авторами дизайн-кода были предложены пилотные проекты – улица Чумбарова-Лучинского и два многоквартирных дома по улице Воскресенская (напротив ТЦ «Титан Арена»). По мнению дизайнеров, эти объекты представляют наиболее яркие примеры «рекламного хаоса». Именно с них начнутся улучшения, и каждый житель города сможет увидеть смысл разработанного дизайн-кода.

«К сожалению, мы сталкиваемся с необходимостью внесения ряда поправок в областные и муниципальные законы. Это нужно для наделения полномочий органов власти на демонтаж конструкций, не соответствующих дизайн-коду. Если мы просто так снимем вывеску, то это можно будет оспорить в суде, который на данный момент окажется не в нашу пользу», - отметил Михаил Трещёв.

Уже в ближайший месяц будут внесены все необходимые коррективы в разработанный проект. После чего, дизайн-код города будет вынесен на общественные обсуждения.

«Мы уже внедрили практику соучастного планирования скверов и парков, когда люди вносили свои предложения по тому, как должна выглядеть общественная территория рядом с их домом. Эта практика позволяет максимально уточнить техническое задание для подготовки проекта. То же самое касается и дизайн-кода. Мы должны услышать мнение людей, прежде чем принимать его за основу», - подчеркнул Владимир Самофалов.

Общественная приемная